6-й этаж: различия между версиями

Материал из ПМК вики
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
 
Самым, пожалуй, неприятным обитателем глубин нашего [[Электронный океан|«числового океана»]] является '''Тьма'''. При любом контакте с этой таинственной и грозной субстанцией [[индикатор]] гаснет, и приходится отключать [[ПМК]]. Основные владения ''Тьмы'' располагаются между порядками 500 и 599. Таким образом, всякое число от 1 ВП 500 до 9,9999999 ВП 599 — это ''Тьма''. Отметим, что с ''Тьмой'' можно случайно столкнуться и на других этажах.
 
Самым, пожалуй, неприятным обитателем глубин нашего [[Электронный океан|«числового океана»]] является '''Тьма'''. При любом контакте с этой таинственной и грозной субстанцией [[индикатор]] гаснет, и приходится отключать [[ПМК]]. Основные владения ''Тьмы'' располагаются между порядками 500 и 599. Таким образом, всякое число от 1 ВП 500 до 9,9999999 ВП 599 — это ''Тьма''. Отметим, что с ''Тьмой'' можно случайно столкнуться и на других этажах.
  
 +
== Первое знакомство ==
 
Для первого знакомства с ней можно в [[Режим АВТ|режиме АВТ]] набрать на [[клавиатура|клавиатуре]] такую, например, последовательность команд: 1 ВП 70 Fx<sup>2</sup> {{ЕГГ0Г}} Fx<sup>2</sup> {{3ГГ0Г}} Fx<sup>2</sup>. [[Индикатор]] гаснет — наши действия привели к числу 10<sup>560</sup>, а это, конечно же, ''Тьма''. Легко убедиться, что [[ПМК]] не отзывается теперь ни на один приказ с [[пульт]]а. Однако если его выключить на несколько секунд, а затем включить снова, он будет работать как ни в чём не бывало.
 
Для первого знакомства с ней можно в [[Режим АВТ|режиме АВТ]] набрать на [[клавиатура|клавиатуре]] такую, например, последовательность команд: 1 ВП 70 Fx<sup>2</sup> {{ЕГГ0Г}} Fx<sup>2</sup> {{3ГГ0Г}} Fx<sup>2</sup>. [[Индикатор]] гаснет — наши действия привели к числу 10<sup>560</sup>, а это, конечно же, ''Тьма''. Легко убедиться, что [[ПМК]] не отзывается теперь ни на один приказ с [[пульт]]а. Однако если его выключить на несколько секунд, а затем включить снова, он будет работать как ни в чём не бывало.
  
 +
== Поимка Тьмы ==
 
Чтобы упрятать Тьму в «клетку» (адресуемый регистр), можно воспользоваться простой программой: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.ПА 04.Сх 05.С/П. Команда: F АВТ В/О 1 ВП 70 С/П. После останова на индикаторе горит ноль, но в регистре А сидит Тьма! Если вы рискнёте и выпустите ее оттуда (ИПА), то индикатор погаснет, придётся отключить калькулятор и вводить программу снова.
 
Чтобы упрятать Тьму в «клетку» (адресуемый регистр), можно воспользоваться простой программой: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.ПА 04.Сх 05.С/П. Команда: F АВТ В/О 1 ВП 70 С/П. После останова на индикаторе горит ноль, но в регистре А сидит Тьма! Если вы рискнёте и выпустите ее оттуда (ИПА), то индикатор погаснет, придётся отключить калькулятор и вводить программу снова.
  
 +
== Логарифмический анализатор ==
 
Как вы помните, для количественного анализа чудовищ [[4-й этаж|4-го этажа]] использовался [[3-й этаж|{{3ГГ0Г}}]] из регистра 9. Однако для расшифровки как [[5-й этаж|ОС-оборотней]], так и Тьмы такой анализатор непригоден. Чтобы дешифровать Тьму (да и любые другие «суперчисла»), полезен '''логарифмический анализатор''': 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.Flg 04.1 05.0 06.0 07.0 08.- 09./-/ 10.П9 11.КИП9 12.XY 13.ИП9 14.- 15.FВх 16.XY 17.F10<sup>x</sup> 18.С/П (стрелки в командах XY по техническим соображениям опущены). Программа логарифмирует сформированное командами (00–02) «чудовище» и вычисляет его мантиссу и порядок, так что после останова в регистре X оказывается мантисса (с небольшой ошибкой в последних десятичных знаках), в регистре Y — порядок. Обратите внимание на фрагмент (04–09) — вычисленный логарифм «сверхчисла» вычитается из тысячи; легко убедиться, что такая '''коррекция''' необходима для всех обитателей «числового океана», вплоть до [[9-й этаж|Нуля]] (то есть по 9,9999999 ВП 799 включительно). Фрагмент (10–13) использует для выделения целой части числа команду косвенного вызова; это наиболее простой путь выполнения такой операции на [[Электроника Б3-34|«Электронике Б3-34»]] (в новых моделях ПМК для неё предусмотрена специальная команда).
 
Как вы помните, для количественного анализа чудовищ [[4-й этаж|4-го этажа]] использовался [[3-й этаж|{{3ГГ0Г}}]] из регистра 9. Однако для расшифровки как [[5-й этаж|ОС-оборотней]], так и Тьмы такой анализатор непригоден. Чтобы дешифровать Тьму (да и любые другие «суперчисла»), полезен '''логарифмический анализатор''': 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.Flg 04.1 05.0 06.0 07.0 08.- 09./-/ 10.П9 11.КИП9 12.XY 13.ИП9 14.- 15.FВх 16.XY 17.F10<sup>x</sup> 18.С/П (стрелки в командах XY по техническим соображениям опущены). Программа логарифмирует сформированное командами (00–02) «чудовище» и вычисляет его мантиссу и порядок, так что после останова в регистре X оказывается мантисса (с небольшой ошибкой в последних десятичных знаках), в регистре Y — порядок. Обратите внимание на фрагмент (04–09) — вычисленный логарифм «сверхчисла» вычитается из тысячи; легко убедиться, что такая '''коррекция''' необходима для всех обитателей «числового океана», вплоть до [[9-й этаж|Нуля]] (то есть по 9,9999999 ВП 799 включительно). Фрагмент (10–13) использует для выделения целой части числа команду косвенного вызова; это наиболее простой путь выполнения такой операции на [[Электроника Б3-34|«Электронике Б3-34»]] (в новых моделях ПМК для неё предусмотрена специальная команда).
  
 
Испробуем наш анализатор на Тьме: В/О 1 ВП 70 С/П. После возведения в восьмую степень должно, очевидно, получиться число 10<sup>560</sup>. На индикаторе зажигается приближённое значение мантиссы {{Текст на индикаторе ПМК|1,0002303}}, в регистре Y оказывается совершенно правильная величина порядка {{Текст на индикаторе ПМК|560}}.
 
Испробуем наш анализатор на Тьме: В/О 1 ВП 70 С/П. После возведения в восьмую степень должно, очевидно, получиться число 10<sup>560</sup>. На индикаторе зажигается приближённое значение мантиссы {{Текст на индикаторе ПМК|1,0002303}}, в регистре Y оказывается совершенно правильная величина порядка {{Текст на индикаторе ПМК|560}}.
  
 +
== Замаскированная Тьма ==
 
Можно ли вызвать Тьму в регистр X? Казалось бы, странный вопрос… Но введите в ПМК программу: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.К- (подойдёт и любая другая «неправильная» команда, начинающаяся с К). Перейдите в режим АВТ и скомандуйте: В/О 1 ВП 70 С/П. На индикаторе загорается сообщение {{ЕГГ0Г}} (результат «неправильной» команды), но под ним скрывается Тьма — если отдать сейчас одну из команд КНОП, К1, К2, стрелка вверх (ввод в стек) или F АВТ, индикатор погаснет. Тьма, «замаскированная» сообщением {{ЕГГ0Г}}, находится в регистре X, и с нею можно обращаться как с любым «нормальным» числом — умножить на что-нибудь, разделить, прологарифмировать вручную, используя приведенную выше процедуру… А что, если попробовать вычислить число, обратное Тьме? Команда: F1/x. На индикаторе — ноль. Казалось бы, ничего удивительного — что же ещё могло получиться в результате такой операции? Однако не будем спешить с выводами, заглянем в регистр С. ИПС ИПС. На индикаторе — знакомый по прошлому выпуску «хвост» {{Текст на индикаторе ПМК|00,0000ЕЕ}} оборотня, равного 10<sup>440</sup>. Итак, разделив единицу на 10<sup>560</sup>, мы получили 10<sup>440</sup>; впрочем, если вспомнить, что наш «числовой океан» характеризуется периодом в 1000 по величине порядков, в этом опять-таки нет ничего удивительного: единица в «арифметике» ПМК тождественно равна 10<sup>1000</sup> (вспомните коррекцию логарифма, о которой только что шла речь). Отсюда следует важный вывод: числа, обратные Тьме, это [[5-й этаж|ОС-оборотни]]; следовательно, числа, обратные [[5-й этаж|ОС-оборотням]], — это Тьма; значит, во избежание неприятностей не стоит производить над [[5-й этаж|ОС-оборотнями]] такой операции… Кроме того, возникает подозрение, что в наш «числовой океан» можно проникнуть и с «чёрного хода» — через числа с отрицательными порядками; это действительно так.
 
Можно ли вызвать Тьму в регистр X? Казалось бы, странный вопрос… Но введите в ПМК программу: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.К- (подойдёт и любая другая «неправильная» команда, начинающаяся с К). Перейдите в режим АВТ и скомандуйте: В/О 1 ВП 70 С/П. На индикаторе загорается сообщение {{ЕГГ0Г}} (результат «неправильной» команды), но под ним скрывается Тьма — если отдать сейчас одну из команд КНОП, К1, К2, стрелка вверх (ввод в стек) или F АВТ, индикатор погаснет. Тьма, «замаскированная» сообщением {{ЕГГ0Г}}, находится в регистре X, и с нею можно обращаться как с любым «нормальным» числом — умножить на что-нибудь, разделить, прологарифмировать вручную, используя приведенную выше процедуру… А что, если попробовать вычислить число, обратное Тьме? Команда: F1/x. На индикаторе — ноль. Казалось бы, ничего удивительного — что же ещё могло получиться в результате такой операции? Однако не будем спешить с выводами, заглянем в регистр С. ИПС ИПС. На индикаторе — знакомый по прошлому выпуску «хвост» {{Текст на индикаторе ПМК|00,0000ЕЕ}} оборотня, равного 10<sup>440</sup>. Итак, разделив единицу на 10<sup>560</sup>, мы получили 10<sup>440</sup>; впрочем, если вспомнить, что наш «числовой океан» характеризуется периодом в 1000 по величине порядков, в этом опять-таки нет ничего удивительного: единица в «арифметике» ПМК тождественно равна 10<sup>1000</sup> (вспомните коррекцию логарифма, о которой только что шла речь). Отсюда следует важный вывод: числа, обратные Тьме, это [[5-й этаж|ОС-оборотни]]; следовательно, числа, обратные [[5-й этаж|ОС-оборотням]], — это Тьма; значит, во избежание неприятностей не стоит производить над [[5-й этаж|ОС-оборотнями]] такой операции… Кроме того, возникает подозрение, что в наш «числовой океан» можно проникнуть и с «чёрного хода» — через числа с отрицательными порядками; это действительно так.
  
 +
== Тьма, как хвост [[5-й этаж|0С-оборотней]] ==
 
Кроме своего «законного» этажа, Тьма занимает и две «ниши» в мире [[5-й этаж|ОС-оборотней]]: от 1 ВП 450 до 9,9999999 ВП 469 (оборотни первого порядка) и от 1 ВП 445 до 9,9999999 ВП 446 (оборотни второго порядка); легко видеть, что в этих мирах Тьма «оккупирует» еще и соседний этаж, где, по идее, должны были бы располагаться [[7-й этаж|С-ЕГГОГы]] (числа с порядками от 600 до 699). Отдайте, например, такую команду (в ПМК введена последняя из приведенных программ, завершающаяся К-): В/О 1 ВП 58 С/П. На индикаторе — сообщение {{ЕГГ0Г}}, под ним скрывается [[5-й этаж|ОС-оборотень]], равный 10<sup>464</sup>. Нажимаем КНОП, на индикаторе ноль. ИПС — индикатор гаснет, Тьма…
 
Кроме своего «законного» этажа, Тьма занимает и две «ниши» в мире [[5-й этаж|ОС-оборотней]]: от 1 ВП 450 до 9,9999999 ВП 469 (оборотни первого порядка) и от 1 ВП 445 до 9,9999999 ВП 446 (оборотни второго порядка); легко видеть, что в этих мирах Тьма «оккупирует» еще и соседний этаж, где, по идее, должны были бы располагаться [[7-й этаж|С-ЕГГОГы]] (числа с порядками от 600 до 699). Отдайте, например, такую команду (в ПМК введена последняя из приведенных программ, завершающаяся К-): В/О 1 ВП 58 С/П. На индикаторе — сообщение {{ЕГГ0Г}}, под ним скрывается [[5-й этаж|ОС-оборотень]], равный 10<sup>464</sup>. Нажимаем КНОП, на индикаторе ноль. ИПС — индикатор гаснет, Тьма…
  
 
Казалось бы, Тьму можно использовать лишь в электронных играх со «смертельным исходом»: записав её в регистр, нетрудно добиться того, чтобы при ошибке со стороны играющего пришлось бы вводить программу заново. Однако это далеко не так, практические применения Тьмы гораздо шире. Они связаны с [[Тайные адреса|«тайными адресами»]] программной памяти «Электроники».
 
Казалось бы, Тьму можно использовать лишь в электронных играх со «смертельным исходом»: записав её в регистр, нетрудно добиться того, чтобы при ошибке со стороны играющего пришлось бы вводить программу заново. Однако это далеко не так, практические применения Тьмы гораздо шире. Они связаны с [[Тайные адреса|«тайными адресами»]] программной памяти «Электроники».
  
Сперва считалось, что глубже, за пределы ''Тьмы'', можно проникнуть лишь с помощью специального «водолазного оборудования» (соответствующих программ). Но позже был обнаружен и опубликован так называемый [[Чёрный ход|«чёрный ход»]], позволяющий получать [[7-й этаж|С-ЕГГ0Г-оборотней]] и [[8-й этаж|длинных монстров]] в [[Режим автоматической работы|режиме автоматической работы]].
+
Сперва считалось, что глубже, за пределы ''Тьмы'', можно проникнуть лишь с помощью специального «водолазного оборудования» (соответствующих программ). Но позже был обнаружен и опубликован так называемый [[Чёрный ход|«чёрный ход»]], позволяющий получать [[8-й этаж|длинных монстров]] в [[Режим автоматической работы|режиме автоматической работы]].
  
 
== Это интересно ==
 
== Это интересно ==
Тьмой часто называют не только самих обитателей 6-го этажа, но само явление «зависания» [[ИК1302]] — микроЭВМ, отвечающей за опрос клавиатуры и обновление индикатора. Такая тьма может наступать, например, от исполнения [[5F|недокументированной команды с кодом 5F]].
+
Тьмой часто называют не только самих обитателей 6-го этажа, но само явление «зависания» [[ИК1302]] — микроЭВМ, отвечающей за опрос клавиатуры и обновление индикатора. Такая «тьма» может наступать, например, от исполнения [[5F|недокументированной команды с кодом 5F]].
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Текущая версия на 04:02, 1 июля 2020

6-й этаж «Электронного океана».

Самым, пожалуй, неприятным обитателем глубин нашего «числового океана» является Тьма. При любом контакте с этой таинственной и грозной субстанцией индикатор гаснет, и приходится отключать ПМК. Основные владения Тьмы располагаются между порядками 500 и 599. Таким образом, всякое число от 1 ВП 500 до 9,9999999 ВП 599 — это Тьма. Отметим, что с Тьмой можно случайно столкнуться и на других этажах.

Первое знакомство[править]

Для первого знакомства с ней можно в режиме АВТ набрать на клавиатуре такую, например, последовательность команд: 1 ВП 70 Fx2  ЕГГOГ  Fx2  3ГГOГ  Fx2. Индикатор гаснет — наши действия привели к числу 10560, а это, конечно же, Тьма. Легко убедиться, что ПМК не отзывается теперь ни на один приказ с пульта. Однако если его выключить на несколько секунд, а затем включить снова, он будет работать как ни в чём не бывало.

Поимка Тьмы[править]

Чтобы упрятать Тьму в «клетку» (адресуемый регистр), можно воспользоваться простой программой: 00.Fx2 01.Fx2 02.Fx2 03.ПА 04.Сх 05.С/П. Команда: F АВТ В/О 1 ВП 70 С/П. После останова на индикаторе горит ноль, но в регистре А сидит Тьма! Если вы рискнёте и выпустите ее оттуда (ИПА), то индикатор погаснет, придётся отключить калькулятор и вводить программу снова.

Логарифмический анализатор[править]

Как вы помните, для количественного анализа чудовищ 4-го этажа использовался  3ГГOГ  из регистра 9. Однако для расшифровки как ОС-оборотней, так и Тьмы такой анализатор непригоден. Чтобы дешифровать Тьму (да и любые другие «суперчисла»), полезен логарифмический анализатор: 00.Fx2 01.Fx2 02.Fx2 03.Flg 04.1 05.0 06.0 07.0 08.- 09./-/ 10.П9 11.КИП9 12.XY 13.ИП9 14.- 15.FВх 16.XY 17.F10x 18.С/П (стрелки в командах XY по техническим соображениям опущены). Программа логарифмирует сформированное командами (00–02) «чудовище» и вычисляет его мантиссу и порядок, так что после останова в регистре X оказывается мантисса (с небольшой ошибкой в последних десятичных знаках), в регистре Y — порядок. Обратите внимание на фрагмент (04–09) — вычисленный логарифм «сверхчисла» вычитается из тысячи; легко убедиться, что такая коррекция необходима для всех обитателей «числового океана», вплоть до Нуля (то есть по 9,9999999 ВП 799 включительно). Фрагмент (10–13) использует для выделения целой части числа команду косвенного вызова; это наиболее простой путь выполнения такой операции на «Электронике Б3-34» (в новых моделях ПМК для неё предусмотрена специальная команда).

Испробуем наш анализатор на Тьме: В/О 1 ВП 70 С/П. После возведения в восьмую степень должно, очевидно, получиться число 10560. На индикаторе зажигается приближённое значение мантиссы  1,0002303 , в регистре Y оказывается совершенно правильная величина порядка  560 .

Замаскированная Тьма[править]

Можно ли вызвать Тьму в регистр X? Казалось бы, странный вопрос… Но введите в ПМК программу: 00.Fx2 01.Fx2 02.Fx2 03.К- (подойдёт и любая другая «неправильная» команда, начинающаяся с К). Перейдите в режим АВТ и скомандуйте: В/О 1 ВП 70 С/П. На индикаторе загорается сообщение  ЕГГOГ  (результат «неправильной» команды), но под ним скрывается Тьма — если отдать сейчас одну из команд КНОП, К1, К2, стрелка вверх (ввод в стек) или F АВТ, индикатор погаснет. Тьма, «замаскированная» сообщением  ЕГГOГ , находится в регистре X, и с нею можно обращаться как с любым «нормальным» числом — умножить на что-нибудь, разделить, прологарифмировать вручную, используя приведенную выше процедуру… А что, если попробовать вычислить число, обратное Тьме? Команда: F1/x. На индикаторе — ноль. Казалось бы, ничего удивительного — что же ещё могло получиться в результате такой операции? Однако не будем спешить с выводами, заглянем в регистр С. ИПС ИПС. На индикаторе — знакомый по прошлому выпуску «хвост»  00,0000ЕЕ  оборотня, равного 10440. Итак, разделив единицу на 10560, мы получили 10440; впрочем, если вспомнить, что наш «числовой океан» характеризуется периодом в 1000 по величине порядков, в этом опять-таки нет ничего удивительного: единица в «арифметике» ПМК тождественно равна 101000 (вспомните коррекцию логарифма, о которой только что шла речь). Отсюда следует важный вывод: числа, обратные Тьме, это ОС-оборотни; следовательно, числа, обратные ОС-оборотням, — это Тьма; значит, во избежание неприятностей не стоит производить над ОС-оборотнями такой операции… Кроме того, возникает подозрение, что в наш «числовой океан» можно проникнуть и с «чёрного хода» — через числа с отрицательными порядками; это действительно так.

Тьма, как хвост 0С-оборотней[править]

Кроме своего «законного» этажа, Тьма занимает и две «ниши» в мире ОС-оборотней: от 1 ВП 450 до 9,9999999 ВП 469 (оборотни первого порядка) и от 1 ВП 445 до 9,9999999 ВП 446 (оборотни второго порядка); легко видеть, что в этих мирах Тьма «оккупирует» еще и соседний этаж, где, по идее, должны были бы располагаться С-ЕГГОГы (числа с порядками от 600 до 699). Отдайте, например, такую команду (в ПМК введена последняя из приведенных программ, завершающаяся К-): В/О 1 ВП 58 С/П. На индикаторе — сообщение  ЕГГOГ , под ним скрывается ОС-оборотень, равный 10464. Нажимаем КНОП, на индикаторе ноль. ИПС — индикатор гаснет, Тьма…

Казалось бы, Тьму можно использовать лишь в электронных играх со «смертельным исходом»: записав её в регистр, нетрудно добиться того, чтобы при ошибке со стороны играющего пришлось бы вводить программу заново. Однако это далеко не так, практические применения Тьмы гораздо шире. Они связаны с «тайными адресами» программной памяти «Электроники».

Сперва считалось, что глубже, за пределы Тьмы, можно проникнуть лишь с помощью специального «водолазного оборудования» (соответствующих программ). Но позже был обнаружен и опубликован так называемый «чёрный ход», позволяющий получать длинных монстров в режиме автоматической работы.

Это интересно[править]

Тьмой часто называют не только самих обитателей 6-го этажа, но само явление «зависания» ИК1302 — микроЭВМ, отвечающей за опрос клавиатуры и обновление индикатора. Такая «тьма» может наступать, например, от исполнения недокументированной команды с кодом 5F.

Ссылки[править]


  Nopictures-icon.png У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их.