Редактирование: 6-й этаж
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Самым, пожалуй, неприятным обитателем глубин нашего [[Электронный океан|«числового океана»]] является '''Тьма'''. При любом контакте с этой таинственной и грозной субстанцией [[индикатор]] гаснет, и приходится отключать [[ПМК]]. Основные владения ''Тьмы'' располагаются между порядками 500 и 599. Таким образом, всякое число от 1 ВП 500 до 9,9999999 ВП 599 — это ''Тьма''. Отметим, что с ''Тьмой'' можно случайно столкнуться и на других этажах. | Самым, пожалуй, неприятным обитателем глубин нашего [[Электронный океан|«числового океана»]] является '''Тьма'''. При любом контакте с этой таинственной и грозной субстанцией [[индикатор]] гаснет, и приходится отключать [[ПМК]]. Основные владения ''Тьмы'' располагаются между порядками 500 и 599. Таким образом, всякое число от 1 ВП 500 до 9,9999999 ВП 599 — это ''Тьма''. Отметим, что с ''Тьмой'' можно случайно столкнуться и на других этажах. | ||
Для первого знакомства с ней можно в [[Режим АВТ|режиме АВТ]] набрать на [[клавиатура|клавиатуре]] такую, например, последовательность команд: 1 ВП 70 Fx<sup>2</sup> {{ЕГГ0Г}} Fx<sup>2</sup> {{3ГГ0Г}} Fx<sup>2</sup>. [[Индикатор]] гаснет — наши действия привели к числу 10<sup>560</sup>, а это, конечно же, ''Тьма''. Легко убедиться, что [[ПМК]] не отзывается теперь ни на один приказ с [[пульт]]а. Однако если его выключить на несколько секунд, а затем включить снова, он будет работать как ни в чём не бывало. | Для первого знакомства с ней можно в [[Режим АВТ|режиме АВТ]] набрать на [[клавиатура|клавиатуре]] такую, например, последовательность команд: 1 ВП 70 Fx<sup>2</sup> {{ЕГГ0Г}} Fx<sup>2</sup> {{3ГГ0Г}} Fx<sup>2</sup>. [[Индикатор]] гаснет — наши действия привели к числу 10<sup>560</sup>, а это, конечно же, ''Тьма''. Легко убедиться, что [[ПМК]] не отзывается теперь ни на один приказ с [[пульт]]а. Однако если его выключить на несколько секунд, а затем включить снова, он будет работать как ни в чём не бывало. | ||
Чтобы упрятать Тьму в «клетку» (адресуемый регистр), можно воспользоваться простой программой: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.ПА 04.Сх 05.С/П. Команда: F АВТ В/О 1 ВП 70 С/П. После останова на индикаторе горит ноль, но в регистре А сидит Тьма! Если вы рискнёте и выпустите ее оттуда (ИПА), то индикатор погаснет, придётся отключить калькулятор и вводить программу снова. | Чтобы упрятать Тьму в «клетку» (адресуемый регистр), можно воспользоваться простой программой: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.ПА 04.Сх 05.С/П. Команда: F АВТ В/О 1 ВП 70 С/П. После останова на индикаторе горит ноль, но в регистре А сидит Тьма! Если вы рискнёте и выпустите ее оттуда (ИПА), то индикатор погаснет, придётся отключить калькулятор и вводить программу снова. | ||
Как вы помните, для количественного анализа чудовищ [[4-й этаж|4-го этажа]] использовался [[3-й этаж|{{3ГГ0Г}}]] из регистра 9. Однако для расшифровки как [[5-й этаж|ОС-оборотней]], так и Тьмы такой анализатор непригоден. Чтобы дешифровать Тьму (да и любые другие «суперчисла»), полезен '''логарифмический анализатор''': 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.Flg 04.1 05.0 06.0 07.0 08.- 09./-/ 10.П9 11.КИП9 12.XY 13.ИП9 14.- 15.FВх 16.XY 17.F10<sup>x</sup> 18.С/П (стрелки в командах XY по техническим соображениям опущены). Программа логарифмирует сформированное командами (00–02) «чудовище» и вычисляет его мантиссу и порядок, так что после останова в регистре X оказывается мантисса (с небольшой ошибкой в последних десятичных знаках), в регистре Y — порядок. Обратите внимание на фрагмент (04–09) — вычисленный логарифм «сверхчисла» вычитается из тысячи; легко убедиться, что такая '''коррекция''' необходима для всех обитателей «числового океана», вплоть до [[9-й этаж|Нуля]] (то есть по 9,9999999 ВП 799 включительно). Фрагмент (10–13) использует для выделения целой части числа команду косвенного вызова; это наиболее простой путь выполнения такой операции на [[Электроника Б3-34|«Электронике Б3-34»]] (в новых моделях ПМК для неё предусмотрена специальная команда). | Как вы помните, для количественного анализа чудовищ [[4-й этаж|4-го этажа]] использовался [[3-й этаж|{{3ГГ0Г}}]] из регистра 9. Однако для расшифровки как [[5-й этаж|ОС-оборотней]], так и Тьмы такой анализатор непригоден. Чтобы дешифровать Тьму (да и любые другие «суперчисла»), полезен '''логарифмический анализатор''': 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.Flg 04.1 05.0 06.0 07.0 08.- 09./-/ 10.П9 11.КИП9 12.XY 13.ИП9 14.- 15.FВх 16.XY 17.F10<sup>x</sup> 18.С/П (стрелки в командах XY по техническим соображениям опущены). Программа логарифмирует сформированное командами (00–02) «чудовище» и вычисляет его мантиссу и порядок, так что после останова в регистре X оказывается мантисса (с небольшой ошибкой в последних десятичных знаках), в регистре Y — порядок. Обратите внимание на фрагмент (04–09) — вычисленный логарифм «сверхчисла» вычитается из тысячи; легко убедиться, что такая '''коррекция''' необходима для всех обитателей «числового океана», вплоть до [[9-й этаж|Нуля]] (то есть по 9,9999999 ВП 799 включительно). Фрагмент (10–13) использует для выделения целой части числа команду косвенного вызова; это наиболее простой путь выполнения такой операции на [[Электроника Б3-34|«Электронике Б3-34»]] (в новых моделях ПМК для неё предусмотрена специальная команда). | ||
Испробуем наш анализатор на Тьме: В/О 1 ВП 70 С/П. После возведения в восьмую степень должно, очевидно, получиться число 10<sup>560</sup>. На индикаторе зажигается приближённое значение мантиссы {{Текст на индикаторе ПМК|1,0002303}}, в регистре Y оказывается совершенно правильная величина порядка {{Текст на индикаторе ПМК|560}}. | Испробуем наш анализатор на Тьме: В/О 1 ВП 70 С/П. После возведения в восьмую степень должно, очевидно, получиться число 10<sup>560</sup>. На индикаторе зажигается приближённое значение мантиссы {{Текст на индикаторе ПМК|1,0002303}}, в регистре Y оказывается совершенно правильная величина порядка {{Текст на индикаторе ПМК|560}}. | ||
Можно ли вызвать Тьму в регистр X? Казалось бы, странный вопрос… Но введите в ПМК программу: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.К- (подойдёт и любая другая «неправильная» команда, начинающаяся с К). Перейдите в режим АВТ и скомандуйте: В/О 1 ВП 70 С/П. На индикаторе загорается сообщение {{ЕГГ0Г}} (результат «неправильной» команды), но под ним скрывается Тьма — если отдать сейчас одну из команд КНОП, К1, К2, стрелка вверх (ввод в стек) или F АВТ, индикатор погаснет. Тьма, «замаскированная» сообщением {{ЕГГ0Г}}, находится в регистре X, и с нею можно обращаться как с любым «нормальным» числом — умножить на что-нибудь, разделить, прологарифмировать вручную, используя приведенную выше процедуру… А что, если попробовать вычислить число, обратное Тьме? Команда: F1/x. На индикаторе — ноль. Казалось бы, ничего удивительного — что же ещё могло получиться в результате такой операции? Однако не будем спешить с выводами, заглянем в регистр С. ИПС ИПС. На индикаторе — знакомый по прошлому выпуску «хвост» {{Текст на индикаторе ПМК|00,0000ЕЕ}} оборотня, равного 10<sup>440</sup>. Итак, разделив единицу на 10<sup>560</sup>, мы получили 10<sup>440</sup>; впрочем, если вспомнить, что наш «числовой океан» характеризуется периодом в 1000 по величине порядков, в этом опять-таки нет ничего удивительного: единица в «арифметике» ПМК тождественно равна 10<sup>1000</sup> (вспомните коррекцию логарифма, о которой только что шла речь). Отсюда следует важный вывод: числа, обратные Тьме, это [[5-й этаж|ОС-оборотни]]; следовательно, числа, обратные [[5-й этаж|ОС-оборотням]], — это Тьма; значит, во избежание неприятностей не стоит производить над [[5-й этаж|ОС-оборотнями]] такой операции… Кроме того, возникает подозрение, что в наш «числовой океан» можно проникнуть и с «чёрного хода» — через числа с отрицательными порядками; это действительно так. | Можно ли вызвать Тьму в регистр X? Казалось бы, странный вопрос… Но введите в ПМК программу: 00.Fx<sup>2</sup> 01.Fx<sup>2</sup> 02.Fx<sup>2</sup> 03.К- (подойдёт и любая другая «неправильная» команда, начинающаяся с К). Перейдите в режим АВТ и скомандуйте: В/О 1 ВП 70 С/П. На индикаторе загорается сообщение {{ЕГГ0Г}} (результат «неправильной» команды), но под ним скрывается Тьма — если отдать сейчас одну из команд КНОП, К1, К2, стрелка вверх (ввод в стек) или F АВТ, индикатор погаснет. Тьма, «замаскированная» сообщением {{ЕГГ0Г}}, находится в регистре X, и с нею можно обращаться как с любым «нормальным» числом — умножить на что-нибудь, разделить, прологарифмировать вручную, используя приведенную выше процедуру… А что, если попробовать вычислить число, обратное Тьме? Команда: F1/x. На индикаторе — ноль. Казалось бы, ничего удивительного — что же ещё могло получиться в результате такой операции? Однако не будем спешить с выводами, заглянем в регистр С. ИПС ИПС. На индикаторе — знакомый по прошлому выпуску «хвост» {{Текст на индикаторе ПМК|00,0000ЕЕ}} оборотня, равного 10<sup>440</sup>. Итак, разделив единицу на 10<sup>560</sup>, мы получили 10<sup>440</sup>; впрочем, если вспомнить, что наш «числовой океан» характеризуется периодом в 1000 по величине порядков, в этом опять-таки нет ничего удивительного: единица в «арифметике» ПМК тождественно равна 10<sup>1000</sup> (вспомните коррекцию логарифма, о которой только что шла речь). Отсюда следует важный вывод: числа, обратные Тьме, это [[5-й этаж|ОС-оборотни]]; следовательно, числа, обратные [[5-й этаж|ОС-оборотням]], — это Тьма; значит, во избежание неприятностей не стоит производить над [[5-й этаж|ОС-оборотнями]] такой операции… Кроме того, возникает подозрение, что в наш «числовой океан» можно проникнуть и с «чёрного хода» — через числа с отрицательными порядками; это действительно так. | ||
Кроме своего «законного» этажа, Тьма занимает и две «ниши» в мире [[5-й этаж|ОС-оборотней]]: от 1 ВП 450 до 9,9999999 ВП 469 (оборотни первого порядка) и от 1 ВП 445 до 9,9999999 ВП 446 (оборотни второго порядка); легко видеть, что в этих мирах Тьма «оккупирует» еще и соседний этаж, где, по идее, должны были бы располагаться [[7-й этаж|С-ЕГГОГы]] (числа с порядками от 600 до 699). Отдайте, например, такую команду (в ПМК введена последняя из приведенных программ, завершающаяся К-): В/О 1 ВП 58 С/П. На индикаторе — сообщение {{ЕГГ0Г}}, под ним скрывается [[5-й этаж|ОС-оборотень]], равный 10<sup>464</sup>. Нажимаем КНОП, на индикаторе ноль. ИПС — индикатор гаснет, Тьма… | Кроме своего «законного» этажа, Тьма занимает и две «ниши» в мире [[5-й этаж|ОС-оборотней]]: от 1 ВП 450 до 9,9999999 ВП 469 (оборотни первого порядка) и от 1 ВП 445 до 9,9999999 ВП 446 (оборотни второго порядка); легко видеть, что в этих мирах Тьма «оккупирует» еще и соседний этаж, где, по идее, должны были бы располагаться [[7-й этаж|С-ЕГГОГы]] (числа с порядками от 600 до 699). Отдайте, например, такую команду (в ПМК введена последняя из приведенных программ, завершающаяся К-): В/О 1 ВП 58 С/П. На индикаторе — сообщение {{ЕГГ0Г}}, под ним скрывается [[5-й этаж|ОС-оборотень]], равный 10<sup>464</sup>. Нажимаем КНОП, на индикаторе ноль. ИПС — индикатор гаснет, Тьма… | ||
Казалось бы, Тьму можно использовать лишь в электронных играх со «смертельным исходом»: записав её в регистр, нетрудно добиться того, чтобы при ошибке со стороны играющего пришлось бы вводить программу заново. Однако это далеко не так, практические применения Тьмы гораздо шире. Они связаны с [[Тайные адреса|«тайными адресами»]] программной памяти «Электроники». | Казалось бы, Тьму можно использовать лишь в электронных играх со «смертельным исходом»: записав её в регистр, нетрудно добиться того, чтобы при ошибке со стороны играющего пришлось бы вводить программу заново. Однако это далеко не так, практические применения Тьмы гораздо шире. Они связаны с [[Тайные адреса|«тайными адресами»]] программной памяти «Электроники». | ||
Сперва считалось, что глубже, за пределы ''Тьмы'', можно проникнуть лишь с помощью специального «водолазного оборудования» (соответствующих программ). Но позже был обнаружен и опубликован так называемый [[Чёрный ход|«чёрный ход»]], позволяющий получать [[8-й этаж|длинных монстров]] в [[Режим автоматической работы|режиме автоматической работы]]. | Сперва считалось, что глубже, за пределы ''Тьмы'', можно проникнуть лишь с помощью специального «водолазного оборудования» (соответствующих программ). Но позже был обнаружен и опубликован так называемый [[Чёрный ход|«чёрный ход»]], позволяющий получать [[7-й этаж|С-ЕГГ0Г-оборотней]] и [[8-й этаж|длинных монстров]] в [[Режим автоматической работы|режиме автоматической работы]]. | ||
== Это интересно == | == Это интересно == | ||
Тьмой часто называют не только самих обитателей 6-го этажа, но само явление «зависания» [[ИК1302]] — микроЭВМ, отвечающей за опрос клавиатуры и обновление индикатора. Такая | Тьмой часто называют не только самих обитателей 6-го этажа, но само явление «зависания» [[ИК1302]] — микроЭВМ, отвечающей за опрос клавиатуры и обновление индикатора. Такая тьма может наступать, например, от исполнения [[5F|недокументированной команды с кодом 5F]]. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |