Текущая версия |
Ваш текст |
Строка 1: |
Строка 1: |
| '''Электронный (числовой) океан''' — аналогия между инопланетными исследованиями океана [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0_%28%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%29 Европы] (крупного спутника Юпитера) и недокументированными особенностями советских [[ПМК]], родившаяся в [http://epizodyspace.ru/bibl/tm/1985/8/put.html авторских комментариях] к захватывающему научно-фантастическому рассказу [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Михаила Пухова] [http://books.rusf.ru/unzip/add-2003/xussr_mr/puhovm40.htm «Путь к Земле»]. | | '''Электронный (числовой) океан''' — аналогия между инопланетными исследованиями океана [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0_%28%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%29 Европы] (крупного спутника Юпитера) и недокументированными особенностями советских [[ПМК]], родившаяся в авторских комментариях к научно-фантастическому рассказу [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Михаила Пухова] «Путь к Земле». |
|
| |
|
| Позже Михаил издал эти исследования [[Игры и развлечения. Кн. 2 (книга)|в отдельной книге]], назвав их ''электронной игрой'' — в чём-то даже больше затронувшей сердца людей, чем знаменитая игровая серия «Лунолётов» его же авторства.
| | В хорошо исследованном ''«электронном океане»'' советских [[ПМК]] плавают «инопланетные чудовища» — числа, выходящие за пределы, предусмотренные [[РЭ|Руководством по эксплуатации]]. Эти «чудовища» при появлении в [[RX|регистре X]] вызывают разнообразные сбои в работе [[ПМК]], изученные владельцами и зависящие от «глубины обитания» (десятичного порядка числа). Такие недокументированные эффекты могут расширить возможности [[ПМК]], но некоторые сбои опасны и их использование требует специальных навыков. |
|
| |
|
| Первооткрыватель «Электронного океана» писал, что ''«в недрах любой вычислительной системы… обитают не менее диковинные создания, чем те, которые населяют глубины европеанских океанов».'' «Электронный океан» советских [[ПМК]] за 35 лет их существования исследован, видимо, лучше «океанов» любых других электронных систем. В нём плавают '''«инопланетные чудовища»''' — числа, выходящие за скромные пределы, предусмотренные [[РЭ|Руководством по эксплуатации (РЭ)]]. При соответствующем навыке каждое из них можно «изловить» (записать в регистр), проанализировать, а затем как-то использовать. Конкретный вид и свойства этих «арифметических чудищ» зависит от глубин, где они водятся (точнее, от величины порядка). «Охота» на них — занятие увлекательное и в ряде случаев небезопасное.
| |
|
| |
| При появлении в [[RX|регистре X]] эти ''чудовища'' часто вызывают разнообразные сбои в работе [[ПМК]], изученные владельцами и зависящие от «глубины обитания» (десятичного порядка числа). Такие недокументированные эффекты могут расширить возможности [[ПМК]], но некоторые сбои опасны и их использование требует специальных навыков.
| |
|
| |
| Вот краткая классификация всей известной «фауны» [[ПМК]]:
| |
| * [[1-й этаж]] — обычные числа от 1 до 9,9999999 ВП 99 (они же с порядками от 1000 до 1099) | | * [[1-й этаж]] — обычные числа от 1 до 9,9999999 ВП 99 (они же с порядками от 1000 до 1099) |
| * [[2-й этаж]] — {{ЕГГ0Г}}'и (порядки от 100 до 199) | | * [[2-й этаж]] — {{ЕГГ0Г}}'и (порядки от 100 до 199) |
| * [[3-й этаж]] — {{3ГГ0Г}}'и (порядки от 200 до 299) | | * [[3-й этаж]] — {{3ГГ0Г}}'и (порядки от 200 до 299) |
| * [[4-й этаж]] — «Неукротимые чудовища» (порядки от 300 до 399) | | * [[4-й этаж]] — «Неукротимые чудовища» (порядки от 300 до 399) |
| * [[5-й этаж]] — 0C-оборотни (порядки от 400 до 499), которые делятся на многочисленные семейства | | * [[5-й этаж]] — 0C-оборотни (порядки от 400 до 499) |
| * [[6-й этаж]] — Тьма (порядки от 500 до 599) | | * [[6-й этаж]] — Тьма (порядки от 500 до 599) |
| * [[7-й этаж]] — C-EГГ0Гы (порядки от 600 до 699) | | * [[7-й этаж]] — C-EГГ0Г-оборотни (порядки от 600 до 699) |
| * [[8-й этаж]] — «Длинные монстры» (порядки от 700 до 799) | | * [[8-й этаж]] — «Длинные монстры» (порядки от 700 до 799) |
| * [[9-й этаж]] — Ноль (порядки от 800 до 899) | | * [[9-й этаж]] — Ноль (порядки от 800 до 899) |
| * [[10-й этаж]] — обычные числа с отрицательными порядками от 1 ВП -100 до 9,9999999 ВП -1 (они же от 900 до 999) | | * [[10-й этаж]] — обычные числа с отрицательными порядками от от 1 ВП -100 до 9,9999999 ВП -1 (они же от 900 до 999) |
|
| |
|
| Нумерация этажей приводится по их [http://epizodyspace.ru/bibl/tm/1986/1/put.html первой публикации] в [[ТМ|«Технике — молодёжи»]] и отличается от «ярусов», использованных в русской Википедии. В отличии от этажей земных зданий, этажи ''Электронного океана'' считаются «в глубину», то есть [[4-й этаж]] «глубже» [[3-й этаж|3-го]]. | | Нумерация этажей приводится по их первой публикации в «Технике-Молодёжи» и отличается от «ярусов», использованных в русской Википедии. Этажи ''электронного океана'', в отличии от этажей земных зданий, считаются «в глубину», то есть [[4-й этаж]] «глубже» [[3-й этаж|3-го]]. |
|
| |
|
| Необычные жители 2-8 этажей называются также «сверхчислами», реже — «суперчислами». [[РЭ]] покрывает только два этажа ([[1-й этаж|1-й]] и [[10-й этаж|10-й]]) и отчасти [[2-й этаж|2-й]] и [[9-й этаж|9-й]]. Все этажи с 3 по 8 являются недокументированными. Заселяющие их «сверхчисла» известны из журнальных публикаций и личного опыта владельцев [[ПМК]]. | | Необычные жители 2-9 этажей называются также «сверхчислами». [[РЭ]] покрывает только два этажа ([[1-й этаж|1-й]] и [[10-й этаж|10-й]]) и отчасти [[2-й этаж|2-й]] и [[9-й этаж|9-й]]. Этажи с 3 по 8 являются недокументированными. Заселяющие их «сверхчисла» известны из журнальных публикаций и личного опыта владельцев ПМК. |
|
| |
|
| ''Электронный океан'' закольцован, то есть «ниже» [[10-й этаж|10-го этажа]] вновь идёт [[1-й этаж|1-й]]. «Чудовища», порядки которых различаются на 1000, 2000 и т.д. полностью идентичны. Например, числа с порядками от 1100 до 1199 занимают тот же [[2-й этаж]], как и числа с порядками от 100 до 199. | | ''Электронный океан'' зациклен, то есть после [[10-й этаж|10-го этажа]] вновь идёт [[1-й этаж|1-й]]. «Чудовища», порядки которых различаются на 1000, 2000 и т.д. полностью идентичны. Например, числа с порядками от 1100 до 1199 занимают тот же [[2-й этаж]], как и числа с порядками от 100 до 199. |
|
| |
|
| Эта же цикличность относится и к отрицательным порядкам — перед [[1-й этаж|1-ым этажом]] идёт [[10-й этаж|10-й]]. Например, 1,5 ВП 10 /-/ это тот же самый житель [[10-й этаж|10-го этажа]], что 1,5×10<sup>990</sup>. | | Эта же цикличность относится и к отрицательным порядкам — перед [[1-й этаж|1-ым этажом]] идёт [[10-й этаж|10-й]]. Например, 1,5 ВП 10 /-/ это тот же самый житель [[10-й этаж|10-го этажа]], что 1,5×10<sup>990</sup>. |
|
| |
| == Будущее еггогологии ==
| |
| Господствующая теория утверждает, что «океан» отрицательных чисел ничем не отличается от «океана» положительных чисел — который уже относительно хорошо исследован. Хотя разработаны методы, позволяющие получать на месте знака числа не просто «минус» или «плюс», а любую цифру, особенности таких чисел тоже плохо изучены. Также в некоторых публикациях есть намёки на странное поведение тригонометрических функций, когда их аргументы сильно выходят за область их определения.
| |
|
| |
| Возможно, самая перспективная «охота» XXI века — изучение «сверхчисел», у которых на месте знака порядка располагаются тетрады 1010-1111 (от минуса до «пустышки»). Условно их можно назвать 11-16 этажами, которые вряд ли доступны владельцам ПМК без эмулятора.
| |
|
| |
| Также наличие эмуляторов позволяет получать новые «заклинания еггогологии» с помощью прямого перебора («брутфорса»). Они могут оказаться полезными, в том числе, для разработки способов быстрой поимки, укрощения и использования самых разнообразных «чудовищ».
| |
|
| |
| Самое же главное это доступность [[микрокод]]а ПМК. В теории это позволит однажды понять науку, стоящую за наблюдаемыми явлениями. Появится возможность обобщить накопленные практические знания и разрабатывать новые техники еггогологии.
| |
|
| |
| == Лунный Коршун про океаны системы Юпитера ==
| |
|
| |
| Михаил Пухов, «Путь к Земле». Из главы 6 «Тьма»:
| |
|
| |
| « — Завтра заправимся, — мечтательно проговорил Коршунов. — А через недельку, глядишь, будем сидеть где-нибудь на бережку, на камушках, и потягивать из синего моря рыбку — большую и маленькую. Настоящую рыбку, Саша…
| |
|
| |
| — Что значит «настоящую»? — поинтересовался я.
| |
|
| |
| — Ну, у нас, на спутниках Юпитера, — объяснил он, — ты знаешь, тоже есть океаны. Подо льдом, можно сказать, бездонные. Но они, в отличии от земных, безжизненны. Так, по крайней мере, считалось. Вот уже много лет в системе Юпитера работает несколько биологических станций. Биологи пытаются заселить местные океаны земными формами жизни. Вода — она всюду вода. Да ты слышал об этом, Саша…
| |
|
| |
| — Только краем уха, — возразил я. — Знаю, что такие опыты производились, но ничего конкретного. Слишком далеко от моей обычной работы.
| |
|
| |
| — Правда? — оживился он. — Что ты, за последние годы результаты получены просто отличные. Отличные от всего, что кто-либо ожидал. Теперь в поставленную ловушку нетрудно поймать, например, сёмгу, угря или даже треску. Но может забрести туда и чудовище… А они страшные, Саша.
| |
|
| |
| Он замолчал.
| |
|
| |
| — Насчёт сёмги или даже трески мне понятно, — сказал я. — Но откуда взялись чудовища?
| |
|
| |
| — Никто не знает. То ли какие-то мутации. То ли там всегда водилась эта нечисть. То ли возникли гибриды местных и земных форм. Некоторые из этих существ ужасны на вид, но вполне безобидны и даже полезны во многих отношениях. В гастрономическом, например. Зато есть и такие, которые рвут любые сети и приводят в полную непригодность самые изощрённые ловушки. Есть существа-оборотни, принимающие любые обличья. А самое страшное из них называется Тьма…
| |
|
| |
| — Тьма? — Жутким, нездешним холодом веяло от этого названия. — Почему именно Тьма?
| |
|
| |
| — Никто её толком не видел, Саша, — сказал Коршунов. — Никто из ныне живущих. Человек, столкнувшийся с Тьмой, гибнет. Приборы выходят из строя, плёнки стираются и засвечиваются. Никто из живых не видел её, но всё-таки она существует. Опасное это дело — охота в системе Юпитера…»
| |
|
| |
|
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
| * [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F Еггогология на Википедии] | | * [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F Еггогология на Википедии] |
| * [http://arbinada.com/pmk/node/12 Еггогология на сайте Арбинады] | | * [http://arbinada.com/pmk/node/12 Еггогология на сайте Арбинады] |
| * [[Игры и развлечения. Кн. 2 (книга)|Фирсова. Л.М. Игры и развлечения. Кн. 2. М: Мол. гвардия, 1990. 234 [6] с. ил.]], стр. 208-215
| | * [http://arbinada.com/pmk/mk61emuweb.html Онлайновый эмулятор «Электроники МК-61»] на основе восстановленного [[микрокод]]а, поддерживающий ''«Электронный океан»'' |
| * [http://mk-61.moy.su/emulator.html Онлайновый эмулятор «Электроники МК-61»] на основе восстановленного [[микрокод]]а, поддерживающий ''Электронный океан'' | |
| * См. также [[Еггогология]] | | * См. также [[Еггогология]] |
| * [http://tinyurl.com/Okean-161 tinyurl.com/Okean-161] — короткий адрес этой страницы (через зарубежный сайт)
| |
|
| |
| {{нет иллюстраций}}
| |
| [[Категория:Недокументированные возможности]]
| |